Тест трёхполосной акустики BLAM Signature
Знаменитая акустика BLAM SIGNATURE в этом году серьёзно обновлена, это флагманские продукты, объединённые в подсерию Multix. Ги Бонневилль разработал своего рода конструктор, все элементы которого приобретаются отдельно и позволяют собрать систему под конкретные требования – двух- или трёхполосную, кроссоверную или под многополосное усиление. Все компоненты собираются вручную в собственном цехе под личным контролем автора.
MULTIX – КОНСТРУКТОР ДЛЯ БОЛЬШИХ
В комплект к мидбасам BLAM WS 6 можно выбрать один из твитеров BLAM TSM 25 S 45, BLAM TSM 25 MG 45, BLAM TSM 25 MG 70, широкополосный BLAM MS 3 или мидтвитер BLAM OS 80 GLOSSY. Для разделения полос предназначены три типа кроссоверов: BLAM FILTREMULTIXWT, BLAM FILTREMULTIXWM, BLAM FILTREWMSUPERC. Для того, чтобы облегчить «муки выбора», рекомендованы два двухполосных и один трёхполосный комплект, все в двух вариантах – активном и пассивном. Активный вариант отличается от пассивного только отсутствием кроссовера и буквой «А» в конце обозначения.
- Двухполосный BLAM S 165 M2 mg / BLAM S 165 M2 mg A:
(BLAM WS6 + BLAM TSM 25MG70) + (BLAM FILTREMULTIXWT) - Двухполосный с низкой частотой раздела BLAM S 165 M2 FR / BLAM S 165 M2 FR A:
(BLAM WS6 + BLAM MS 3) + (BLAM FILTREMULTIXWM) - Трёхполосный BLAM S 165 M3 / BLAM S 165 M3 A:
(BLAM WS 6 + BLAM MS 3 + BLAM TSM 25MG45) + (BLAM FILTREWMSUPERC)
На тест попал самый последний вариант, трёхполосный BLAM S 165 M3 с кроссовером. Так что пора приступить к изучению конструкции – и заодно сравним с предыдущими разработками маэстро.
Ги Бонневилль верен себе – максимально придерживается уже найденных надёжных решений. Тем более – в продукции верхних линеек. Никакой суеты, никаких лишних «телодвижений». Если в конструкции и появляется новый элемент, то лишь по необходимости, а не ради красоты или модных веяний.
К диффузорам из углепластика теперь прибавилась фазовыравнивающая «пуля» новой формы, причём у НЧ динамика она действительно напоминает изрядно раздобревшую (примерно в 7 раз) пулю 45 калибра. А в среднечастотнике она более простой формы, коническая. Твитер по-прежнему оснащён магниевым куполом, но конструкция корпуса стала существенно проще – что никак не отразилось на характеристиках.
МИДБАС WS 6
На фланце рельефная надпись MADE IN FRANCE и флаг, на диаметрально противоположном участке – фирменный логотип. В центре установлена алюминиевая фазовыравнивающая «пуля». Мощный подвес обеспечивает линейный ход диффузора не менее 6 мм
Диффузородержатель литой, с залихватски завёрнутыми в спираль спицами. Магнитная система вентилируется через зазоры между неодимовыми магнитами. Звуковая катушка диаметром 38 мм, надёжные винтовые клеммы – основательно и мощно
Размеры головки стандартные. Вытесняемый объём – всего 0,3 л. Кстати, вес динамика не такой уж маленький – 1,81 кг
СРЕДНЕЧАСТОТНИК MS 3
Диффузор и диффузородержатель той же конструкции, что и у мидбаса, но, разумеется, меньших размеров. В центре тоже фазовыравнивающая «пуля», но более простых очертаний. Линейный ход диффузора 1 мм, диаметр звуковой катушки – 20 мм. Сетка интегрирована в конструкцию, но при острой необходимости её можно извлечь
Конструкция диффузородержателя и магнитной системы практически копирует мидбас
Головка весьма компактная, вытесняемый объём вообще смешной – 0,06 л
ТВИТЕР TSM 25 MG 45
Корпус твитера алюминиевый, крепление – гайкой с рубчатой накаткой. Сетка несъёмная. Диаметр купола из магниевого сплава 25 мм, он отличаются высокой жёсткостью при малой массе. Никаких установочных загогулин не предусмотрено – продукт не предназначен для быстрой самостоятельной установки, а профессионалам они без надобности
КРОССОВЕР
В эпоху звуковых процессоров и многоканального усиления пассивный кроссовер уже не обязателен, но приверженцы pure passive ещё не перевелись. Поэтому кроссовер в комплекте есть, и сделан он с хитростью – в корпусе фильтр только на две полосы, для НЧ и СЧ. А для твитера в коробку вложены два плёночных конденсатора на 4,7 мкФ.
Среднечастотный излучатель обозначен On Stage, чтобы сразу было ясно – он для формирования сцены. Полярность включения головок предложена одинаковая, но на практике полярность подключения СЧ стоит уточнить «по месту»
ФНЧ мидбаса – второго порядка. ФВЧ среднечастотника регулируемый, с выбором частоты раздела и порядка (первого или второго)
ИЗМЕРЕНИЯ
Сначала – заявки по мощности и полосе частот.
BLAM WS 6 | BLAM MS 3 | BLAM TSM 25 MG 45 | |
Номинальная мощность, Вт | 125 | 25 | 15 |
Максимальная мощность, Вт | 250 | 100 | 100 |
Диапазон воспроизводимых частот | 80 Гц—6 кГц | 120 Гц—32 кГц | 1,2—23 кГц |
Теперь Z-характеристики и параметры Тиля-Смола с комментариями.
Импеданс излучателей к общему знаменателю не приводили – что само по себе интересно. Твитер без феррожидкостного демпфирования, индуктивность минимальная
BLAM WS 6 | BLAM MS 3 | BLAM TSM 25 MG 45 | ||||
Заявка | Факт | Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
RE, Ом | 2,1 | 2,1 | 3,44 | 3,5 | 6,1 | 6,1 |
FS, Гц | 51,84 | 56,08 | 94,82 | 109,6 | 1205 | 1593 |
VAS, л | 12,9 | 14,13 | 1,47 | 1,55 | — | — |
QTS | 0,37 | 0,33 | 0,65 | 0,67 | — | 2,28 |
QMS | 4,75 | 5,76 | 5,44 | 4,85 | — | 3,79 |
QES | 0,4 | 0,35 | 0,74 | 0,77 | — | 5,70 |
dBSPL, 1Вт/1м | 88,1 | 90,5 | 84,1 | 86,25 | 87,8 | — |
MMS, г | 16,99 | 13,18 | 2,3 | 1,62 | — | — |
B*l, Тл*м | 5,63 | 5,26 | 2,52 | 2,25 | — | — |
Диффузоры низкочастотной и среднечастотной головок оказались немного легче заявки, в результате частота резонанса закономерно повысилась – как и чувствительность. Остальные отклонения в рамках технологического разброса и на итоговые характеристики практически не влияют.
Параметры мидбасовой головки (прежде всего – невысокая добротность) недвусмысленно предлагают как один из вариантов установку в фазоинвертор. Эквивалентный объём среднечастотника невелик, но при установке в минимальный объём (например, в стойки) придётся учитывать неизбежное повышение частоты резонанса. Разницу в чувствительности всех головок можно полностью скомпенсировать только при активном делении полос. С пассивным кроссовером согласование уровней будет неполным. Впрочем, это беда практически всех трёхполосных комплектов, безотносительно происхождения, – они полностью раскрываются только в «поканалке».
Вплоть до 1,5 кГц АЧХ динамика стабильна, да и выше без особых танцев. Диаграмма направленности широкая – даже под углом в 50 градусов. Так что частоту раздела можно делать любой в диапазоне до 3-4 кГц, но так высоко и не нужно – у нас ещё среднечастотная головка есть. А вот на низких частотах спад АЧХ начинается довольно рано – следствие невысокой добротности
А это «родная» АЧХ из сопроводительной документации. Практически то же самое, с поправками на масштаб и методику измерения
Направленность излучения среднечастотника… Да, она есть – и выше 4 кГц не помогает даже фазовыравнивающая «пуля». Зато по оси красота неописуемая, если ставить «в лоб», то и твитер не обязателен, что и сделано в комплекте BLAM S 165 M2 FR. Но в машине этот вариант реализовать, мягко говоря, непросто – поэтому твитер должен принимать эстафету примерно с 5 кГц
Наша АЧХ от заводской отличается не сильно – с теми же оговорками, что и для низкочастотника
У пищалки ориентация влияет в основном на уровень выше 5 кГц, ну и неравномерность угловых АЧХ местами выходит за рамки приличий. Но для определённой ранее частоты раздела 5 кГц это уже несущественно, вариант ориентации один – «в лоб»
Осевая АЧХ на заводском графике точь-в-точь как наша. А угловых не дали – поскромничали…
Для иллюстрации того, как работает система в целом, мы в этот раз не стали снимать суммарную АЧХ, она в трёхполосной системе сильно зависит от взаимного положения излучателей и уровней сигнала – это вопрос настройки.
Едва не забыл про искажения – они невелики и в основном представлены второй гармоникой. В большей части диапазона они не превышают 0,3%, и растут до 1-3% лишь в области механического резонанса.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В варианте со штатным кроссовером звучание акустики понравилось, тональный баланс приятен на слух. Звуковая картина собранная, детальная, с прекрасной проработкой среднечастотного диапазона. Средний бас несколько суховат, нижний бас едва намечен. Да, тестовый закрытый ящик объёмом в 20 литров – не самый лучший вариант акустического оформления для этого динамика. А какой лучший – сейчас выясним.
АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Я неспроста заметил ранее, что эта акустика – не для системы «выходного дня». Самостоятельно «по-быстрому воткнуть» в штатные места можно, только если не интересует результат. А если результат интересует, то установка и настройка этой акустики – работа для команды профессионалов или очень-очень опытных любителей, съевших собаку подготовивших на соревновательном уровне не одну машину. Наверное, именно поэтому никаких рекомендаций по акустическому оформлению в сопроводительной документации нет. Как говорили римляне, sapienti sat (умный поймёт).
Моделирование акустического оформления с учётом разброса характеристик динамика
Объём двери для этого динамика слишком велик, результирующая добротность оказывается крайне низкой и спад АЧХ начнётся от 200 Гц, панч пропадёт. Поэтому установочный объём придётся ограничить. Компромисс между добротностью и АЧХ даёт результат 7 литров – это добротность 0,56, самая что ни на есть аудиофильская.
Кстати, эта добротность идеальна для музыкального (без шуток) фазоинвертора. Я не настаиваю на фазоинверторе, но рекомендую его тем, кто хочет получить удовольствие на все потраченные деньги. При настройке порта на 55-58 Гц это аккуратная трубка диаметром 5 см и длиной всего 22-25 см. Кстати, корпус не обязательно встраивать в дверь – такой объём и под передними сиденьями можно разместить, что для трёхполосной системы только во благо. В общем, доверьте установку профессионалам.
МЕД & ДЁГОТЬ
Эта комбинация из трёх первоклассных полосных излучателей – натуральный High End, поэтому требует профессиональной установки и настройки, без вариантов. Самодеятельность исключается. Расчёт и изготовление акустического оформления НЧ-динамика, выверенное расположение СЧ и ВЧ, тщательная настройка начинающему энтузиасту car audio просто не по силам, да и опыт здесь нужен. С пассивным кроссовером получается неплохо – но до конца раскрыть потенциал этой великолепной акустики можно (и нужно) только в поканальном включении. А никто не обещал, что будет легко и просто. Зато в конце пути ждёт ни с чем несравнимое звучание.
Цена вопроса:
- Комплект BLAM S 165 M3 – 181 960 руб.
- Комплект BLAM S 165 M3 A – 160 970 руб.
- Комплект BLAM S 165 M2 FR – 150 970 руб.
- Комплект BLAM S 165 M2 FR A– 130 980 руб.
- Комплект BLAM S 165 M2 mg – 133 970 руб.
- Комплект BLAM S 165 M2 mg A – 113 980 руб.
- Мидбасы BLAM WS 6 – 75 990 руб.
- Твитеры BLAM TSM 25S45 – 22 990 руб.
- Твитеры BLAM TSM 25MG45 – 29 990 руб.
- Твитеры BLAM TSM 25MG70 – 37 990 руб.
- Мидтвитер BLAM OS 80 GLOSSY – 42 990 руб.
- Широкополосники BLAM MS 3 – 54 990 руб
- Кроссовер BLAM FILTREMULTIXWT – 19 990 руб.
- Кроссовер BLAM FILTREMULTIXWM – 19 990 руб.
- Кроссовер BLAM FILTREWMSUPERC – 20 990 руб.
A PROPOS
Родственники:
Широкополосная акустика BLAM FR 80
Компонентная акустика BLAM S165.85 Signature
Источник: https://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2020/12/test-tryoxpolosnoj-akustiki-blam-signature.htm