Тест компонентной акустики BLAM R2S
Акустические системы BLAM линейки Relax дебютировали несколько лет назад, и недавно прошли модернизацию, в результате чего серия стала называться Relax 2.
Опять двойка…
В нашем случае знаменитая картина Решетникова намекает на обратное — разработчики этих динамиков явно учились на пятёрки. Признаться, не ожидал я от сравнительно недорогих и простецких с виду динамиков ничего сверхъестественного — но лаборатория Бонневилля удивила в очередной раз. Само собой, в рамках бюджета пришлось идти на компромиссные решения, но они никак не отразились на качестве звучания — а отдельным моментам могут позавидовать и куда более дорогие системы.
Двойка в названии — это не только символ обновления (англичане обязательно написали бы MkII), но и толстый намёк на импеданс. У основного динамика он действительно 2 Ома, у твитера чуть выше. В бюджетном сегменте (к которому, собственно, и относится эта акустика) такое решение позволяет вытянуть максимум возможностей из усилителя головного устройства — в том числе и при апгрейде штатных систем.
На целевое назначение динамиков (апргрейд) намекает и отсутствие в комплекте сеток для мидбасовых динамиков — в самом деле, зачем они, если динамики будут установлены взамен штатных? Зато есть установочный комплект для твитеров, а кроссовер, при всей своей простоте, показал себя очень достойно. Девиз Driven by passion («Движимый страстью») на фланце динамика намекает, что удовольствие нужно получать и от вождения, и от музыки.
КОНСТРУКЦИЯ
Фазовыравнивающая «пуля» на керне магнитной системы — большая редкость в бюджетном сегменте. Ещё бОльшая редкость то, что это не дизайнерский ход, а действительно работает — подтверждено измерениями.
Диффузор выполнен из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны — это и влагозащита, и демпфирование. Образующая диффузора имеет сложную криволинейную форму — это эффективный способ повышения жёсткости без увеличения массы. Подвес приклеен к диффузору с обратной стороны, соединение звуковой катушки с диффузором и центрирующей шайбой оформлено пластиковым кольцом. Благодаря такому решению появилась возможность без изменения конструкции установить вместо «пули» стойку с высокочастотным излучателем (коаксиал R2C)
Магнитная система с ферритовым магнитом, охлаждение звуковой катушки осуществляется через окна под центрирующей шайбой (они хорошо видны на следующем фото). Диффузородержатель с пятью фасонными спицами выполнен из жёсткого пластика, конструкция совершенно глухая — в отличие от тонкостенных стальных штамповок
Центрирующая шайба большого диаметра обеспечивает хороший линейный ход диффузора. Подводящие проводники звуковой катушки изолированы — изоляция работает как демпфер, устраняя возможность их резонанса
Габаритные и посадочные размеры стандартные, восемь крепёжных отверстий на фланце позволяют надёжно закрепить динамик
Компактный твитер RT20 оснащён текстильным куполом диаметром 20 мм, без пропитки. Акустическое оформление — короткий рупор. Вследствие этого стоит ожидать расширенный высокочастотный диапазон и повышенную частоту резонанса. Измерения покажут…
Помимо чашек «под врезку» в комплект входят и фасонные угловые корпуса для установки на поверхность. Чем-то они напоминают капоты авиационных радиальных моторов…
Кроссовер предусмотрен только для твитера, причём с аттенюатором 3 дБ. Никаких переключателей, корпус вскрывать не требуется — достаточно выбрать провод нужного цвета
Расшифровать схему кроссовера и измерить номиналы элементов удалось без вскрытия — при помощи мультиметра. Простейший фильтр первого порядка, плюс резистор для ослабления сигнала. Частота среза «по электричеству» получается довольно высокой — но нужно учитывать и собственную АЧХ твитера
В модельном ряду RELAX также есть комплект R2X с более сложным двухполосным кроссовером.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание комплекта оказалось весьма интересным, с «изюминками», причины которых частично прояснились при измерениях. А частично отнесены на счёт «французского звука».
Запредельной глубиной бас похвастать не может — зато звучание сочное и чёткое, атака хлёсткая. Прекрасно слышны особенности ударных и бас-гитары. Средние частоты тёплые, почти «ламповыЯ». На границе зон ответственности мидбаса и твитера проблем нет, стык в силу относительно высокой частоты раздела получился удачным — хотя в реальном салоне возможны издержки.
Твитеры звучат нейтрально, но чуточку суховато, хорошо забираются вверх, и дисперсия неплохая — но лучше придерживаться примерного направления «на слушателя». Разница в громкости при переключении аттенюатора довольно заметна, здесь явно больше 3 дБ — хотя под углом это уже не так заметно.
Особо нужно отметить разрешение акустики. При всей простоте (а может — именно благодаря ей) разница в качестве файлов была очень заметна, звучание не замыливалось. Бумага — она и есть бумага, лишний раз убеждаюсь, что для качественной середины за разумную цену ничего лучше пока не придумано. В целом — очень грамотный комплект, для замены штатной акустики трудно придумать лучше (я уже задумался).
ИЗМЕРЕНИЯ
Импедансные кривые излучателей. Что характерно — побочных резонансов нет вообще. Значит, все элементы акустики живут «в едином порыве», никто не проявляет ненужной подвижности
НЧ | ВЧ | |
RE, Ом | 2,2 | 3,2 |
FS, Гц | 70,3 | 1817,8 |
VAS, л | 10,8 | — |
MMS, г | 11,7 | — |
B*l, Тл*м | 4,46 | — |
QTS | 0,53 | 0,81 |
QES | 0,57 | 5,79 |
QMS | 7,45 | 0,95 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 90 | — |
Параметры твитера вполне ожидаемые. А мидбас удивил, и удивил сильно. Повышенная механическая добротность (7,45 против обычных 4-5) вполне объясняет «певучесть» динамика, невысокая общая — открытость звучания и разрешение.
Небольшой пик на 4 кГц проявляется только на осевой АЧХ — а кому она в автомобиле интересна? Зато угловые АЧХ идут на редкость дружно, и естественный спад хорошо оформлен — поэтому и не нужен фильтр для мидбаса. Благодаря «пуле» неравномерность АЧХ в области частот 1-3 кГц сведена к минимуму
АЧХ твитера «сольно» и с кроссовером. Дисперсия у маленького купола хорошая даже без фазовыравнивающих элементов. Ниже 5 кГц увеличивается амплитуда смещения купола, он начинает «танцевать», это хорошо видно на АЧХ. Поэтому частота среза фильтра первого порядка высокая, порядка 10 кГц — это даёт дополнительный подъём на высокочастотном конце диапазона и стабилизирует спадающий участок 5-10 кГц. Аттенюатор ослабляет сигнал на этом участке примерно на 4 дБ, а выше по частоте разбег возрастает до 6-7 дБ
Нелинейные искажения комплекта невысокие, у мидбаса преобладает «вкусная» вторая гармоника.
Нелинейные искажения при звуковом давлении 90 дБ
100—300 Гц | 1,1% |
300 Гц—1 кГц | 0,38% |
1—3 кГц | 0,41% |
3—10 кГц | 0,9% |
МЁД И ДЁГОДЬ
Комплект с великолепными возможностями, которые раскрываются не только при замене штатной акустики, но и в серьёзных инсталляциях. Потенциал мидбаса высокий, при тщательной акустической подготовке он даст фору многим более дорогим изделиям. А процессор поможет тщательно настроить систему.
ЦЕНА ВОПРОСА:
Комплект BLAM R2S: 13 490 руб.
Твитер BLAM RT20: 3 290 руб.
Комплект BLAM R2X: 14 990 руб.
Коаксиал BLAM R2C: 10 490 руб.
Источник: https://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2021/02/test-komponentnoj-akustiki-blam-r2s.htm