ТЕПЛАЯ БУМАГА, ХОЛОДНЫЙ ШЕЛК
Тест компонентных акустических систем младшей серии BLAM Relax 165 RS
Как всегда, тянет меня на всякие интересные штуки, поэтому продолжаю изучать недавно появившуюся в России акустику BLAM. После топового комплекта, думаю, самое время посмотреть, что может самая младшая серия. Так сказать, на контрасте. Как и полагается для доступных моделей, тут не обошлось без компромиссных решений, но отдельные моменты выглядят для своей цены весьма неожиданно. Но обо всем по порядку.
КОНСТРУКЦИЯ
Первое, что обращает на себя внимание – импеданс акустики 2 Ом. В бюджетном сегменте это дает преимущество прежде всего при апгрейде штатных систем, поскольку позволяет "вытянуть" из усилителя максимум его возможностей. Вероятно, именно поэтому европейцы в последнее время довольно часто начали использовать эту акустику, когда нужно с минимальными затратами заставить нормально звучать штатную систему. Кстати, серию Relax не гнушаются использовать и в машинах премиального сегмента – на родине бренда ее ставят и на Mercedes, и на Porsche, и отчеты по Ferrari даже проскакивали.
В конструкции мидбаса внешне никаких неожиданностей. Динамик построен на стальной штампованной корзине. Разве что взяты не ОЕМ-корзины, как это часто делают в недорогих моделях, а собственной оригинальной формы с подштамповками логотипа. За счет своей формы довольно неплохо заглушена.
Диффузор – прессованная целлюлоза, конус имеет криволинейную образующую – классическое решение для минимизации изгибных искажений. На лицевую часть нанесено шероховатое покрытие, судя по всему, совмещающее в себе две задачи – демпфирование и влагозащита. Скорее всего, именно по этой причине подвес приклеен к диффузору не сверху, а снизу. В остальном – классика жанра.
Твитеры очень компактные. С одной стороны, это дает дополнительные преимущества при выборе мест для установки, можно хоть в тесные штатные места уместить (естественно, в этом случае сетку – долой).
С другой стороны, диаметр купола всего 20 мм. Я всегда настороженно относился к маленьким высокочастотникам. Чтобы твитер развил нужное звуковое давление, излучающая мембрана с меньшей площадью должна иметь больший ход. Поэтому реально нижняя граница частотного диапазона обычно получается достаточно высокой, даже если твитеры имеют низкую резонансную частоту.
С третьей стороны, при прочих равных маленькие твитеры легче забираются вверх. А поскольку здесь применены куполы из сухого (без пропитки) шелка, которые при обычных размерах часто грешат ранним завалом по верхам, это может тоже сыграть заметную роль. В общем, насколько удачно удалось найти компромисс между всеми этими ограничениями, покажут измерения и, конечно же, прослушивание.
Раздел НЧ/СЧ и ВЧ реализован простейшим фильтром первого порядка для высокочастотника. Мидбас работает на естественном спаде. Кто-то может покривиться, но лично мне нравятся фильтры, которые вносят минимум фазовых искажений. Как показывает практика, такая акустика обычно играет "живее", чем фильтры с крутизной 100500 дБ/октава. Опять же, покажет прослушивание.
Внутри у фильтров, правда, ничего особенного – конденсатор и один резистор, залитые жидким пластиком – не очень красиво, но надежно.
Выходов на твитер два, один – просто через конденсатор (обозначен "0 дБ"), второй – через конденсатор и резистор ("-3 дБ").
Резистор, кстати, подключен после конденсатора. Обычно в таких случаях привычнее видеть L-аттенюаторы, но, видимо, здесь это посчиталось ненужным. Не думаю, что это из-за экономии, деталь-то копеечная, посмотрим что получится на измерениях.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Теперь, собственно, к звучанию. Именно так, перед измерениями. Во-первых, нужно "прогреть" акустику, а во-вторых, интересно сначала послушать, выявить особенности, а уже потом посмотреть, какова была их причина. С этим получилось интересно, но не буду забегать вперед.
НЧ диапазон
При первом беглом изучении акустики предположил, что диффузор у мидбаса очень легкий и акустика может провалиться по нижним частотам. Бас действительно не очень глубокий, но и ущербности тоже не чувствуется. Согласовать с сабвуфером при прямых ушах и не слишком кривых руках можно достаточно легко. Может, какой-нибудь 15-дюймовый тяжеловес и не слишком подойдет, но со среднестатистическими "двенашками" проблем уж точно не будет. У контрабаса слышно не только струны, но и неплохо обозначается корпус. Верхний бас воспроизводится уверенно, панчево, он быстрый, без затягивания и гудения. Бас-бочка не превращается в старую перьевую подушку. В общем, по этой части зачет.
СЧ диапазон
Серединка подается открыто, ясно, но без крикливости, а с какой-то теплотой что ли. Есть небольшое ощущение, что голоса и инструменты немного приблизились. Возникает ассоциация с домашней акустикой на хороших бумажных широкополосниках, работающих от хорошего лампового усилителя. Объяснение этому нашлось в измерениях, но об этом чуть позже.
На диапазон на стыке "верхней середины" и "нижнего верха", уж простите за каламбур, я постарался обратить особое внимание. На границе зон ответственности мидбаса и твитера частенько возникают проблемы, особенно когда мидбас ничем не ограничен сверху.
В целом звук в этом диапазоне воспринимается немного упрощенно. Что именно здесь заметно сильнее, на слух определить не получилось – особенности перехода мидбаса от поршневого к модальному режиму или издержки малого размера твитера. Хотя сильно драматизировать причин тут нет, каких-то особых "резаков" не обнаружено, на слух мидбас довольно ровно передает эстафету твитеру, а с этим, вообще-то, и у более дорогой акустики не всегда получается. Шипяще-свистящие звуки не акцентируются, хотя и замылиться тоже не пытаются. Одним словом, вроде и без каких-то особых восторгов, но и придраться тоже не к чему.
Но при всех этих особенностях должен отметить разрешение. Акустика позволяла очень легко отслеживать разницу между обычными и Hi-Res файлами, а это значит, что для получения хорошего результата ее просто нужно старательно "готовить".
ВЧ диапазон
С твитерами у меня сложилось не сразу. Новые, только что из коробки, они поначалу вообще расстроили – на фоне явно удачных мидбасов их звучание показалось каким-то дешевым что ли. А вот с прогревом их "отпускало", и звучание менялось в лучшую сторону – становилось намного аккуратнее, нейтральнее, разрешение заметно повышалось. Подобное поведение вообще характерно для шелковых твитеров, так что прежде, чем делать свои выводы, дайте акустике поработать несколько дней. Я обычно прогреваю ее в течение нескольких часов перед тем, как слушать.
С одной стороны, твитеры звучат достаточно нейтрально, хорошо забираются вверх, и в своем ценовом диапазоне выглядят очень и очень привлекательно. С другой стороны, характер их звучания показался не холодным, а каким-то суховатым что ли, на фоне "теплых" мидбасов это восринимается немного своеобразно.
На слух звучание на ВЧ сильно зависит от угла разворота твитеров. Разница по уровню между вариантом "0 дБ" и "-3 дБ", кстати, тоже весьма ощутимая. На мой взгляд, тональный баланс ровнее при подключении в варианте "-3 дБ", но при этом разрешение немного съедается. Возможно, было бы неплохо, если бы было еще какое-нибудь промежуточное положение, но, думаю, оптимального результата можно добиться, просто играя с углом разворота.
ИЗМЕРЕНИЯ
А вот теперь самое интересное и неожиданное. Если с твитерами все более-менее понятно, то мидбасовые динамики реально удивили. Параметры, кстати, совпали с оригинальным описанием достаточно точно. Что интересно, разброс для протестированной недавно топовой акустики оказался даже выше. Хотя что удивляться, при ручной сборке разброс вообще часто получается диким. Вон, тот же Focal для примера взять – ну тихий ужас ведь просто, плюс-минус километр. А вот при поточном производстве, если есть нормальный контроль, все намного проще – повторяемость параметров на очень высоком уровне. Так что у дешевых продуктов тоже есть свои преимущества.
ВЧ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 1,4 кГц
НЧ/СЧ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 87 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
- Qms (механическая добротность) – 8,14
- Qes (электрическая добротность) – 0,81
- Qts (результирующая добротность) – 0,73
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,4 Ом
- dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,4 дБ
Но по параметрам пока ничего необычного. Разве что легкую подвижку можно отметить – логичное объяснение легкости и открытости звучания. Кстати, хотя акустика и заявлена как 2-омная, но для усилителей она не такая уж и трудная, импеданс даже до отметки 2 Ом нигде не проседает.
Интереснее другое. Вот не зря я снова возобновил измерения АЧХ для динамиков. Для акустики ценой чуть больше 100 Евро такая красота – вообще редкость редкая. Посмотрите какой мидбас-то ровненький получился. И это, заметьте, безо всяких фильтров:
По оси есть небольшой "торчок" в районе 4 кГц, да и черт бы с ним, это не "эстрадный" динамик для работы на улицу, тут важнее как он играет под разными углами. А под углами АЧХ – просто загляденье. От 80 до 2,5 кГц уместиться в коридор шириной 3 дБ – на такое и подороже-то не все динамики способны.
При этом обратите внимание на крутой спад отдачи на низких частотах. Он позволяет ставить акустику в двери с минимальной вибродемпфирующей обработкой. Да, басовитые динамики, которые способны играть без саба, – это круто. Но что толку, если во многих инсталляциях они просто не раскрывают своих возможностей, и двери под них нужно чуть ли не бетонировать? В общем, считаю, что для недорогой акустики эта особенность – большой плюс.
А вот так выглядит АЧХ твитера, включенного через фильтр. Разбег между вариантами подключения "0 дБ" и "-3 дБ" действительно немаленький. Под углами немного просаживается область выше 12 кГц, но на самом верху диапазона снова подъем. Очень похоже на поведение твитера из топового комплекта Multix 165 L MG. Предположу, что этот резонансный пик выше 20 кГц – результат работы оформления динамика, представляющего собой короткий рупор:
- Фиолетовая кривая – по оси при подключении по варианту "0 дБ"
- Красная кривая - по оси при подключении по варианту "-3 дБ"
- Синяя кривая - под углом 30 градусов при подключении по варианту "-3 дБ"
- Зеленая кривая - под углом 60 градусов при подключении по варианту "-3 дБ"
Но это еще не все сюрпризы, сейчас покажу кое-что еще более интересное. Обычно я не привожу графики искажений, которые вносит акустика, просто потому, что они скучные и малоинформативные. Здесь же есть одна особенность, о которой просто не мог умолчать. При прослушивании звучание мидбаса показалось "теплым" и даже навеяло ассоциации с домашней ламповой техникой. А теперь посмотрите на то, как выглядят вторая и третья гармоники для мидбаса:
Не пугайтесь, искажения не такие высокие, просто чтобы сопоставить их с самой АЧХ, в настройках Clio пришлось задать смещение и подтянуть графики вверх. Оранжевая кривая – вторая гармоника, голубая кривая – третья гармоника.
Обратите внимание, насколько вторая гармоника выше третьей. Отсюда и "ламповая" теплота звучания, что в сочетании с легкостью и скорострельностью и делает мидбасы такими интересными. Надеюсь, вы уже поняли, что к ним есть смысл присмотреться, даже если система в целом строится на более дорогих компонентах.
ВЫВОДЫ
То, что эта акустика ориентирована на несложные и "быстрые" инсталляции, понятно не только по ее цене. Здесь и технически все сделано, чтобы она хорошо звучала при минимальных заморочках с установкой. Само собой, ее можно смело использовать в том числе и для апгрейда штаток.
А еще я бы советовал подумать над вариантом поканального включения – это полнее раскроет ее потенциал. В идеале – вообще берете какой-нибудь Pioneer DEH-80PRS или, к примеру, Alpine CDE-193BT и получаете самую настоящую SQ-систему без внешних усилителей и в минимальном бюджете.
А тем, кто строит систему в более высоком бюджете, есть смысл не смущаться невысокой цены этой акустики и присмотреться к мидбасовым динамикам – они содержат в себе немало приятных особенностей.
Источник: https://carmus.ru/content/48