Компонентная акустика BLAM 165L MG ACTIV NOIRE
BLAM — это аббревиатура Bonneville Laboratoire Acoustique Musique. Ги Бонневиль (Guy Bonneville) – идейный вдохновитель и основатель бренда BLAM – признанный авторитет по разработке элитной автомобильной акустики и аудиоаппаратуры. На протяжении многих лет он возглавлял направление автомобильной аудиотехники во всемирно известной компании Focal-JMLab.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Multix L 165 MG – двухполосная система, ориентированная на SQ. Комплект выпускается в двух вариантах: без кроссовера и с кроссовером на специально отобранных компонентах аудиофильского уровня. Акустические системы BLAM Multix собираются в городе Понт Саломон на юге центральной Франции, и перед тем как покинуть фабрику, проходят самое придирчивое тестирование: частотная характеристика, импеданс, искажения и призвуки. В результате такого отбора компоненты в паре различаются не более чем на +/-0,5 дБ. Каждый комплект укладывается в алюминиевый чемодан.
Диффузоры НЧ-динамиков выполнены из углеволокна со специальной пропиткой, что обеспечивает оптимальное сочетание жёсткости и демпфирования, углепластиковый центральный колпак дополнительно увеличивает жёсткость диффузора и выравнивает АЧХ на верхнем конце рабочего диапазона. Низкая резонансная частота и большой запас линейного хода диффузора обеспечивают высокое звуковое давление на низких частотах.
Твитер снабжён магниевым куполом. Выбор этого материала не случаен – он не только технологичнее бериллия, но и меньше подвержен структурным резонансам. Ги Бонневиль утверждает, что магниевые мембраны позволяют сделать твитер с АЧХ, простирающейся до 50 кГц.
А теперь перейдём от слов к делу.
Мидбас Multix L объединяет лучшие решения. Плетёный карбоновый диффузор на широком подвесе из бутилен-изопрена. Выпуклый конический пылезащитный колпачок выполняет также функции фазовыравнивающей «пули». Диаметр удлинённой звуковой катушки не совсем типичный для этого калибра – 38 мм, она намотана омеднённым алюминиевым проводом на каркасе из стеклопластика
Несмотря на кажущуюся лёгкость корзины, пять сдвоенных спиц гарантируют жёсткость. В магнитной системе применены восемь цилиндрических магнитов из неодима марки N38H и центральный керн с отверстием. Центральный керн снабжён медным кольцом, подавляющим вихревые токи – это снижает уровень третьей гармоники. Открытая магнитная система гарантирует надёжное охлаждение звуковой катушки с обеих сторон, исключая термическую компрессию сигнала. Вентиляционные окна в корзине защищены перфорированной решёткой. Изолированная контактная колодка с винтовым зажимом намекает на разделку акустических проводов «вилочками»
Проводники к звуковой катушке изолированы, что само по себе встречается не часто. Заодно изоляция выполняет функции демпфера. Поскольку геометрия магнитной системы оптимизирована для получения наибольшей линейности поля, то и центрирующая шайба должна соответствовать – тарельчатая форма обеспечивает большой ход диффузора
Основные размеры мидбасовой головки стандартные, но посадочная глубина чуть больше обычной для этого типоразмера – это нужно учитывать
По уже сложившейся традиции пищалку ST25 Mg фотографируем на миллиметровке – это позволит оценить размеры. Ибо куда там пристраивать размерные линии – непонятно. Акустически прозрачная защитная решётка и короткий рупор – вот и всё акустическое оформление магниевого купола диаметром 25 мм. Никаких фазовыравнивающих элементов здесь не предусмотрено, вероятно, направленность будет выражена. Посмотрим…
Тот же фон, вид сзади. Конструкция удивительно напоминает «подфарник» старых грузовиков ГАЗ-53 не только формой, но и габаритами
В монтажной площадке предусмотрен аккуратный паз для кабеля. Крепление винтовое, никаких саморезов – это же High End, сами понимаете
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Поскольку комплект предназначался для би-ампинга (или «поканалки», если так привычнее), мидбас был подключен в полной полосе, пищалка – через фильтр первого порядка (3,3 мкФ).
Звучание хорошо сбалансировано, даже при отклонении от оси излучения – динамики вполне можно устанавливать в дверь «на плоскость». Лёгкий и жёсткий диффузор способствует отличной прорисовке среднечастотного диапазона: детально, с ровным тональным балансом. Этот участок головке удался на славу – вокал, духовые и смычковые инструменты, гитара звучат абсолютно натурально. С нижним басом похуже, он лишь намечен, отчего весь басовый диапазон кажется суховатым. Зато средний и в особенности верхний бас уверенный и чёткий, усилитель отлично контролирует диффузор.
Пищалки вполне ожидаемо продемонстрировали не слишком широкую диаграмму направленности, наилучшее звучание получалось в зоне до 30 градусов от оси излучения. Вполне можно «нацелить» их в среднюю точку салона.
ИЗМЕРЕНИЯ
В доставшемся мне комплекте сопроводительной документации не было, был только вкладыш с АЧХ пищалок. Как принято в эпоху глобальной информатизации, остальные характеристики можно (и нужно) смотреть на сайте производителя (ссылка в конце материала). К этому графику мы ещё вернёмся, а пока приступим к измерениям.
Импеданс компонентов. С этим всё ясно, комментарии излишни. Обратите внимание: пищалка шестиомная, без феррожидкостного демпфирования, и сравнительно небольшой индуктивности. Мидбас, впрочем, тоже – кольцо Фарадея работает. Довольно стабильная индуктивность упрощает расчёт и настройку пассивного кроссовера (если такая идея придёт в голову)
Номинальная мощность комплекта заявлена в 150 Вт, максимальная – вдвое больше. Диапазон воспроизводимых частот 55 Гц-28 кГц. Остальные параметры предстоит измерить.
BLAM Multix L | ||
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 88 | |
FS, Гц | 57,4 | |
RE, Ом | 3,5 | |
QTS | 0,47 | |
VAS, л | 11,8 | |
MMS, г | 14,7 | |
Bl | 5,8 | |
L1kHz, мГн | 0,28 | |
L10kHz, мГн | 0,09 | |
L3.16kHz, мГн | 0,16* |
BLAM ST25 Mg | ||
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 93 | |
FS, Гц | 1276 | |
RE, Ом | 6 | |
QTS | 1,75 | |
L1kHz, мГн | 0,7 | |
L10kHz, мГн | 0,03 | |
L3.16kHz, мГн | 0,145 * |
* Расчётная величина, её можно использовать при моделировании пассивного кроссовера
Отсутствие в комплекте кроссовера как бы намекает на применение комплекта в поканальном включении (хотя есть и комплект с пассивными кроссоверами). Но сильна ещё армия аудиопуристов-самодельщиков, им подавай кроссоверы непременно индивидуального изготовления. Чтобы облегчить им жизнь, в таблицы добавлена измеренная нами индуктивность звуковых катушек излучателей на частотах 1 и 10 кГц, а также среднегеометрическая величина индуктивности.
Поскольку все компоненты подбираются в пары с минимальным разбросом характеристик, в качестве доказательства в чемоданчик вложен график АЧХ. Сейчас сравним с нашими результатами
Результат, как видите, идентичный (учтите разный масштаб графиков). Нижнюю частоту измерительного сигнала из предосторожности пришлось ограничить значением 800 Гц. Вещь нежная, дорогая… Как и ожидалось, направленность пищалки заметно выражена, но отклонение АЧХ вполне поддаётся коррекции. К тому же АЧХ не имеет причудливых извивов, созданных фазовыравнивающими элементами
Чувствительность мидбаса по диапазону в среднем 88 дБ, АЧХ по оси – на удивление ровная, если не считать небольшого волнения в области 200-500 Гц. Угловые характеристики хороши вплоть до 2 кГц, дальше начинается разброд и шатание. Хотя по оси мидбас играет до 6 кГц, в реальных условиях частоту раздела нужно выбирать не выше 4 кГц. Это значение прекрасно согласуется с характеристиками пищалки
В конце раздела измерений мы традиционно даём усреднённые показатели гармонических искажения по нескольким частотным полосам, и лишь в особых случаях – график искажений. В этом комплекте искажения мидбаса, в целом почти одинаковые по диапазону, представлены в основном второй гармоникой, поэтому обойдёмся без графиков.
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), % |
|
100-300 Гц | 0,65 |
300-1000 Гц | 0,4 |
1-3 кГц | 0,3 |
3-10 кГц | 0,15 |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Поскольку динамики отличаются весьма низкой полной добротностью (0,47), им желательно акустическое оформление. Конечно, они смогут сыграть и в объёме двери, но при результирующей добротности 0,5 результат будет далёк от идеала. Гораздо лучше они покажут себя в закрытом объёме 7-10 л, добротность при этом возрастёт до оптимальных значений (0,65-0,7). А если внимательно посмотреть на параметры, то отношение частоты резонанса к добротности намекает… правильно, на фазоинвертор!
В «двери без ничего» получается отрицательное акустическое усиление. Но в той же двери получается очень удачный фазоинвертор. И порт не фантастический – при диаметре 5 см нужна длина всего 7 см! Или 15,5 см при диаметре 7,5 см
Чтобы не перегружать динамик сигналами с частотой ниже резонансной и не множить нелинейные искажения, в любом варианте акустического оформления крайне желателен ФВЧ. Для ФИ на 45-50 Гц, а для ЗЯ – 60-80 Гц. И да, не забудьте, что магнитная система открыта – через зазоры между магнитами может проскочить довольно крупный мусор. При установке «просто в дверь» есть смысл обернуть магнитную систему неплотной тканью или сеткой.
МЁД & ДЁГОТЬ
Музыкальная Лаборатория Бонневиля поработала на славу. Комплект отличается исключительно сбалансированным звучанием – специально для аудиосистем высочайшего уровня, поэтому все остальные компоненты аудиотракта должны ему соответствовать (тонкий намёк на Hi-Res Audio).
Звучание абсолютно живое, прекрасная проработка инструментов и вокала. В этом смысле акустика получилась «всеядная», отзывчивая на любую хорошую музыку. Но – требующая хорошей басовой поддержки, особенно в случае закрытого оформления. Помимо би-ампинга можно применить и пассивный кроссовер – чувствительность пищалки обеспечивает хороший запас по регулировке уровня. В системах уровня High End такое решение популярно. А цену мы обсуждать не будем – High End…
Цена вопроса: 133 990 руб.
Источник: https://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2017/05/komponentnaya-akustika-blam-165l-mg-activ-noire.htm