КАК ПО УЧЕБНИКУ
Тест 10-дюймовго сабвуферного динамика BLAM Super Sub 10
В последнее время понятие автомобильного сабвуфера всё чаще ассоциируется с чем-то тяжёлым, и сотрясающим всё вокруг. Тем же, кто пока ещё помнит, что сабвуфер – это не вибромашина для укладки асфальта, что он нужен для нормального воспроизведения музыки, найти подходящую модель с лёгкой подвижной системой и хорошим импульсным откликом всё сложнее. Поэтому такие сабы привлекают особое внимание.
BLAM Super Sub 10 принадлежит к топовой серии LIVE, и пока это единственная модель в ней. Судя по всему, Ги Бонневилль не стремился сделать кучу сабов на разные вкусы, а воплотил в одной модели своё представление об идеальном низкочастотнике. Нескромное название Super Sub об этом как бы тоже недвусмысленно намекает. Кто не в курсе, до создания собственной компании Ги больше 25 лет проработал в Focal и является автором большинства прежних моделей акустики этого бренда. Тем интереснее посмотреть, что у него получилось без "давления сверху", и действительно ли этот саб такой Super.
КОНСТРУКЦИЯ
Возвращаясь к тому же Focal, там в средних и топовых линейках всегда используются собственные оригинальные технологии – многослойные материалы ручного изготовления, хитрые подвесы и т.п. Подход, безусловно, заслуживает глубочайшего уважения, но у него есть один жирный недостаток – цены. Здесь же используются только проверенные материалы. Да, простецкими их не назовёшь, при выборе явно не ставилось каких-то ценовых ограничений, так что в результате получился действительно интересный аудиофильский сабвуфер. Но при этом по вполне ещё вменяемой для своего уровня цене.
Углеволоконный диффузор (не крашенная стеклоткань, а именно углеволокно) лёгкий, это будет видно на измерениях, но при этом неожиданно жёсткий. Волокна сцеплены каким-то связующим, полагаю, именно из-за его состава у диффузора нет характерных "карбоновых" звонких призвуков.
В остальном, глаз ни за что особо не зацепился. Литая корзина, двойной магнит средних (по нынешним меркам) размеров, подвес из вспененного полимера, крупная центрирующая шайба из мета-арамидного волокна Conex – всё это в том или ином виде и в разных сочетаниях можно встретить и у других производителей.
Так что основная фишка тут явно не в экстравагантных материалах, а, скорее, в том, как они использованы. А это можно увидеть только по результату. Так что перехожу к измерениям.
ИЗМЕРЕНИЯ
Super Sub оказался чистокровным представителем старой "музыкальной" сабвуферной школы – с непривычно лёгкой по нынешним меркам подвижкой и высокой чувствительностью. Повторяемость параметров очень хорошая. В описании, правда, приведены значения для параллельного включения катушек (каждая по 2 Ом), но, полагаю, вряд ли кто в здравом уме будет включать аудиофильский сабвуфер в 1 Ом. Поэтому измерил динамик в 4-омном включении.
Параметры (факт / заявка):
- Fs (резонансная частота) – 46 / 48 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 27 / 22,5 л
- Qms (механическая добротность) – 5,69 / 5,36
- Qes (электрическая добротность) – 0,48 / 0,46
- Qts (полная добротность) – 0,44 / 0,42
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 70 / 74 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,2 / 6,98 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 / 4 Ом (посл.)
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 0,95 / 1 Ом (пар.)
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,5 / 89,3 дБ
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Классический пример динамика, не стремящегося угодить всем и сразу – и рыбку съесть, и в закрытый ящик влезть. Это чисто фазоинверторный саб, без вариантов. В описании указаны три варианта корпусов – 20, 30 и 40 литров с довольно высокими настройками портов – на 51, 45 и 41 Гц соответственно.
- Фиолетовая кривая – ФИ, 20 литров / 51 Гц
- Синяя кривая – ФИ, 30 литров / 45 Гц
- Красная кривая – ФИ, 40 литров / 41 Гц
Не знаю, чем руководствовался Ги, предлагая 30- и 40-литровый объёмы. Получить бас в стиле "брр-брр, туц-туц" можно и с более дешёвыми динамиками. А вот 20-литровый корпус действительно заслуживает внимания.
Этот объём получается как по учебнику – если бы это был ЗЯ, то результирующая добротность Qtc оказалась бы в пределах 0,6 – 0,65. Для "музыкального" ФИ такой объём как раз оптимален. А вот порт я бы настроил чуть ниже – примерно на 42 Гц. Это труба внутренним диаметром 8 см и длиной около 30 см. Получается практически хрестоматийный фазоинверторный сабвуфер с хорошей реальной чувствительностью почти 93 дБ (опорная чувствительность плюс акустическое усиление за счёт оформления). К тому же достаточно «быстрый» для ФИ, обратите внимание на график группового времени задержки. Практикой такой расклад тоже подтверждается, срастить бас с фронтом можно без проблем.
С портом, кстати, стоит быть повнимательнее, после сборки корпуса лучше немного повозиться, чтобы точнее его настроить. Настройка ниже 40 Гц приведёт к снижению отдачи в области самого вкусного баса, а слишком высокая сделает бас чрезмерно "ударным". Последнее, в принципе, соответствует рекомендованному, но на мой взгляд этот вариант всё же менее интересен.
ВЫВОДЫ
Полагаю, BLAM Super Sub 10 должен понравиться тем, кто ценит точный, разборчивый и музыкальный бас. Он не заставляет коробиться от слова "фазоинвертор" – саб действительно получается прямо как по учебнику, с хорошим импульсным откликом. В конце концов, большинство моделей домашней акустики имеют именно это оформление. Любителям "гонять ветры" по салону и ничего кроме "негров" не слушать, можно не волноваться – это не для них. А вот тем, кто не прочь попробовать силы в соревнованиях в категории SQ, определённо есть смысл взять его на заметку. Дешёвым этот саб не назовёшь, но отказ от сложных и замороченных технологий всё равно дал свой результат – для топовой модели с таким звуковым потенциалом ценник более чем приятен.
Источник: https://carmus.ru/content/93