ИНТЕЛЛИГЕНТ ИЗ МИРА АКУСТИКИ
Тест 2-полосных компонентных акустических систем BLAM 165 LSQ
Относительно недавно линейка акустики BLAM пополнилась новинками, к числу которых относится и модель 165 LSQ. Она принадлежит серии Live, которая на сегодняшний день находится в аккурат в середине модельного ряда – между начальными Express и Relax и старшими Signature и Multix. Перед лабораторией была поставлена задача – выяснить её особенности и характер систем, в которых она станет оптимальным выбором. Нетерпеливые, как всегда, могут листать к выводам, ну а я попробую разобраться поподробней.
Коротко для тех, кто по каким-то причинам не в курсе. BLAM – это бренд, созданный в 2013 году Ги Бонневиллем (Guy Bonneville). Больше двух десятков лет он был главным разработчиком автомобильной акустики Focal, а теперь имеет собственную лабораторию в Сен-Этьене (Франция), и корпоративными ограничениями его свобода творчества уже не связана.
Ги придерживается собственной концепции, которую он сам называет French Sound, т. е. «французский звук». Как он сам её описывает, «ясный, динамичный, с открытой подачей вокала и эмоциональным басовым диапазоном, задающим музыкальный ритм». Имел возможность общаться с ним лично, и должен сказать, впечатления остались самые позитивные.
К мне в лабораторию попал комплект, в который входят пассивные кроссоверы, его цена на момент теста 22990 рублей. Но вообще есть и «активная» версия BLAM 165 LSQ ACT (она чуть дешевле), поэтому по ходу изучения буду отмечать особенности использования динамиков в «поканалке».
КОНСТРУКЦИЯ
Сразу отмечу, что акустика 2-омная. Это вполне соответствует концепции серии Live – она уже предполагает кастомную инсталляцию, но ещё без оголтелого аудиофильского фанатизма, т. е. в большинстве своём – с компактными усилителями, которые допускается слегка форсировать по мощности. Импеданс всей акустики в данном случае задаётся импедансом мидбасовых динамиков
Динамики построены на литых корзинах весьма открытого дизайна, так что эффекта воздушной подушки с тыльной стороны диффузора можно не опасаться, даже если внутренняя часть подиумов будет не самая просторная (в разумных пределах, конечно же).
Диффузоры целлюлозные, но состав здесь свой, оригинальный. Среди прочего в пульпу включены бамбуковые волокна, которые выполняют армирующую функцию и заодно гасят распространение механических напряжений в конусе при работе динамика. Как показали дальнейшие измерения, довольно эффективно.
Похоже, что в составе композита имеется ещё и слюда – с лицевой и тыльной сторон видны характерные блёстки.
Мотор динамика относительно компактен. Звуковая катушка имеет немного непривычный диаметр – 28 мм. Ну или 1,1 дюйм.
Шёлковые твитеры имеют более привычные размеры – диаметр купола составляет 25 мм. В магнитных системах используется неодим марки N38.
Кроме стандартных чашек в комплект входят аккуратные «пулеобразные» чашки для крепления на поверхность.
Кроссоверы выполнены раздельно: отдельно ФНЧ для мидбасового звена и отдельно – ФВЧ для твитеров. Во многих случаях это заметно облегчает инсталляцию – лёгкие компактные коробочки можно закрепить даже хомутами к проводке.
В мидбасовом звене – одна единственная катушка, представляющая собой фильтр первого порядка.
Твитер «подрезается» снизу фильтром второго порядка с дополнительной аттенюацией. Переключателем выбирается один из трёх вариантов уровня.
Как кроссовер согласуется с параметрами самих динамиков – покажут измерения.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Сначала, как всегда, снял электромеханические параметры. Заявка выполняется довольно точно (плюс-минус совсем мелочи), так что по этой части зачёт.
Заявленные / фактические параметры BLAM 165 LSQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 79 Гц / 83 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л / 7,1 л
- Qms (механическая добротность) – 3,71 / 3,96
- Qes (электрическая добротность) – 0,91 / 0,92
- Qts (полная добротность) – 0,73 / 0,75
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,6 г / 12,8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м / 3,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,3 Ом / 2,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,9 дБ / 88,8 дБ
У динамика довольно жёсткие подвесы – параметр Vas меньше 8 литров. С таким значением динамик будет меньше зависеть от размеров и геометрии двери, что можно считать плюсом. На чувствительности это не особо отразилось, для 6,5-дюймового калибра она выше «средней по больнице». Подвижная система не самая тяжёлая (около 13 грамм), что вместе с жёстким подвесом обусловило высокую резонансную частоту. Магнитная система не экстремально сильная, но добротность осталась в пределах разумного – лишь немного выше баттервортовской 0,7.
С такими параметрами акустика в глубокий сабвуферный бас не забирается, но верхний бас отрабатывает уверенно.
В рабочем диапазоне АЧХ достаточно ровная, обошлось без ярко выраженных резонансов в подвесах и изгибных колебаний самого диффузора. Это хорошо прослеживается и на графике акустической фазы – резонансные явления приводят к смещению фазы излучения на отдельных частотах, здесь же график достаточно линеен.
Твитер имеет классический «шёлковый» характер. Неплохо забирается вверх, если его ориентировать в сторону слушателей, и слегка теряет в отдаче при развороте. Впрочем, как показало дальнейшее прослушивание, направлять его «в лоб» – не всегда будет оптимальным решением.
С жёсткостью купола проблем не обнаружено, в рабочем диапазоне его не ломает.
За нижнюю границу рабочего диапазона я бы принял 4 кГц. Несмотря на то, что искажения с понижением частоты растут плавно, и при этом нигде не выстреливает «жёсткая» третья гармоника, уровень искажений ниже этой отметки повышается заметно.
В общем, запас по снижению частоты раздела есть, но злоупотреблять им не нужно, в «поканалке» ФВЧ для твитера лучше настраивать не ниже 3,5-4 кГц.
Пассивный кроссовер вполне соответствует способностям динамиков. В НЧ звене фильтр лишь слегка усмиряет активность мидбасового динамика на верхней середине, а выше 5 кГц у него и так получается собственный спад. Примерно на этих же частотах эстафету у него перехватывает твитер.
Регулировка уровня твитера работает весьма «размашисто». Хоть положения переключателя промаркированы как «-3 дБ», «0 дБ» и «+3 дБ», по факту диапазон регулировки получается куда как больше.
ЗВУЧАНИЕ
При первом включении закралось сомнение насчёт твитеров – верха несколько «отслаивались» от общего звучания. Поэкспериментировал с полярностью, в итоге для прослушивания выбрал инверсное подключение – звуковая картинка сложилась более цельно. В реальной инсталляции многое будут решать отражения, но на этот момент в любом случае нужно будет обратить внимание и попробовать оба варианта полярности.
Общий характер
Сначала о хорошем. Первое впечатление – звучание ясное и открытое на средних частотах, вокал лёгкий, никакой тусклости. В рояле молоточки бьют по натянутым струнам практически осязаемо, корпус инструмента не превращается в резиновую галошу, акустическая гитара красивая, саксофон не прячется за занавеску и неплохо раскрывает свою «медную» сущность. Даже складывается ощущение, что на спокойной музыке инструменты и исполнители становятся как-то ближе. При этом, как ни странно, звук не становится резким и остаётся достаточно тёплым.
Мидбасовые дела
Вот тут акустика уже имеет особенности, которые нужно учитывать при подборе сабвуферного звена. Субъективно мидбасовый панч хороший, удар бас-бочки передаётся без лишнего смягчения. Но глубины немного не хватает, и иногда хочется больше наполненности низкочастотным инструментам. Так что выбирать в пару к этой акустике «тяжёлый» крупнокалиберный сабвуфер точно не нужно. А вот с хорошей «десяточкой» низ обещает получиться красивым и музыкальным, без тягучести и «ожирения».
Подбор уровня твитера
Аттенюатор твитеров обращается с верхними частотами довольно бесцеремонно. В положении «-3 дБ» звучание становится каким-то скучным, теряет прозрачность на ВЧ, хотя твитер при этом можно ориентировать в сторону слушателей практически в лоб. В положении «+3» верх становится слишком ярким, так что этот вариант – только если твитеры нужно упрятать под плотные штатные сетки. Если же ставить переключатель в «0 дБ» и подбирать комфортный уровень ВЧ разворотом твитеров, то в большинстве случаев это будет самым оптимальным вариантом, чтобы «бесшовно» срастить твитер с НЧ/СЧ звеном.
Музыкальные предпочтения
Ну и, разумеется, прошёлся по разным музыкальным жанрам. В целом BLAM 165 LSQ тяготеет к «живой» инструментальной музыке. Агрессивный рок или метал – это не её. Да, классический рокешник акустика шпарит очень даже бодро, а вот тяжёлый экстрим-метал уже не вставляет. Хотя, допускаю, что с хорошим «быстрым» сабвуфером ситуация может поменяться. Но пока что сложилось впечатление, что не нужно заставлять BLAM разбирать мешанину из звуков, акустика душевно подаёт вокал, позволяет прочувствовать красоту инструментальной музыки, и этим нужно пользоваться.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Похоже, Ги Бонневилль не просто так каждый раз говорит про концепцию French Sound – звук с максимально «душевной» передачей вокала, «живых» инструментов и в целом эмоций от мелодичной музыки. BLAM 165 LSQ вполне ей соответствует, это факт. Получился эдакий интеллигент, который при необходимости может поддать что-нибудь агрессивное, но вообще-то не особо любит такую музыку. А вот деликатный инструментал, джаз, блюз или не слишком задиристый старый классический рок раскроет хорошо.
+ Раздельное исполнение кроссоверов, удобная инсталляция
+ Хорошая фазовая линейность динамиков
+ В целом ясный и открытый характер звучания
- Может не сработаться с «тяжёлыми» сабвуферами
Источник: https://carmus.ru/content/439